Как стать хорошим преподавателем

Как стать хорошим преподавателем

Вспомним ученические годы

Думаю, что у каждого человека есть своё мнение о преподавателях и преподавании. Те, кто посещал учебные заведения, в пору ученичества имели шанс получить определённый опыт, контактируя с преподавателями. И не секрет, что какие-то преподаватели вызывали позитивные эмоции, а какие-то негативные. Благодаря этому отношению к преподавателю и складывалось отношение к тому предмету, который он вёл. Если глубже взглянуть на психологию взаимоотношений в школе, то можно с уверенностью сказать, что каждый преподаватель повлиял на формирование юной личности. Кто-то может усомниться в этом и твёрдо быть убеждённым, что только родители влияют на воспитание молодой личности. Но давайте на весь процесс формирования личности посмотрим с психологической точки зрения.

Да, преподаватели не являются родителями и не имеют такого влияния, как они. Но преподаватели – те люди, которые находятся в окружении молодой личности и встречаются с ней постоянно. А это влияет соответствующим образом на молодую личность.

Когда контактируешь с юными людьми, важно отдавать себе отчёт в том, что они следят не только за словами, но и за невербальными проявлениями, а значит хорошо отслеживают настроение.
Стоит помнить, что юная личность только формируется. Это значит, что она не имеет опыта ясного понимания ситуаций и не всегда способна реально оценить происходящее. Именно поэтому она воспринимает любые негативные состояния преподавателя, как ущемление личного достоинства. А когда молодая личность чувствует, что её ущемляют, то она начинает защищаться и использует свои психологические манёвры, чтобы в ответ ущемить достоинство преподавателя. И как же поступить в таком случае преподавателю? Думаю, что многие имеют опыт того, как преподаватель поступал в подобном случае. И самое интересное, что разные преподаватели проявляли разное отношение. Кто-то успешно переводил внимание ученика в позитивное русло, а кто-то негативно реагировал и создавал конфликтную ситуацию.

Преподаватель преподавателю рознь

Не стоит забывать, что преподаватель тоже человек, а не робот с определённой программой. У каждого преподавателя свои нюансы в характере, темпераменте и типе личности. По этой причине преподаватель имеет своё суждение и отношение к окружающим. И как говорится: «Для всех мил не будешь!», поэтому кто-то из учеников позитивно относится к свойствам личности преподавателя, а кто-то негативно. Но в отличие от учеников, преподаватель способен отследить это отношение конструктивно и сделать соответствующие выводы. Психология воздействия и манипуляции очень тесно переплетена с навыком обучения. Значит преподаватель способен изменить отношение к себе, если умеет правильно манипулировать молодой личностью. Важно помнить, что отношение ученика к преподавателю напрямую влияет на отношение к тому предмету, который ведёт преподаватель! И если молодая личность чувствует негатив по отношению к преподавателю, значит такое же отношение будет и к предмету. Не стоит забывать, что каждая молодая личность остро переживает любые негативные ситуации, поскольку ещё полностью не сформирована. Молодая личность не способна опереться на чувство собственной самодостаточности и уверенности в своих силах, поскольку только развивает подобные качества в себе. Когда преподаватель понимает, что перед ним неокрепшая, не сформированная личность, проще говоря неразумное дитя, то не станет с ней воевать, как с достойным противником и развивать конфликтную ситуацию. Как сказал один очень опытный преподаватель по физике:

Ещё не родился ни один ученик, который был бы достойным противником, и внимание которого нельзя было бы перенаправить в сторону успешного обучения!
Он совершенно прав в том, что ученик остаётся учеником. Преподавателю важно это осознавать и не потакать себе в эмоциональном порыве соперничать с молодой личностью, доказывания своё превосходство. К сожалению, преподаватель преподавателю рознь не только по критериям профессионального обучения, но и по психологической устойчивости и умению манипулировать вниманием учеников.

Что важно знать любому преподавателю

Каждый преподаватель, как самодостаточная личность должен понимать себя и свои эмоции. Важно уметь направлять свои эмоции на воздействие и влияние, чтобы формировать у молодой личности успешные навыки обучения. И всегда стоит помнить, что процесс обучения не связан с самой личностью преподавателя. Это значит, что можно манипулировать процессом и при этом не воспринимать эмоциональное состояние учеников, как удар по самолюбию. Не стоит забывать, что молодые личности только формируются, а значит они пробуют применять любые навыки манипулирования. Принимать подобное, как ущемление преподавательского достоинства, значит потакать молодой личности в её самолюбивом требовании быть центром внимания. Процесс преподавания становится эффективен, когда он захватывает внимание всех молодых личностей в классе. Так что не стоит перенаправлять внимание всех на того, кто пытается манипулировать процессом. Молодые личности чувствуют силу преподавателя, если он уверен в себе. Когда подобный преподаватель заходит в класс, то приковывает к себе все взоры учеников. Важно не упустить и не рассеять это внимание конфликтными выпадами и обидными фразами, которыми можно сразу ввести всех в негативное состояние.

Мой личный опыт двух десятков лет преподавания

Да, я не только психолог, который помогает людям налаживать семейные отношения, но и преподаватель с большим стажем.  Скажу откровенно, что очень люблю находиться в обществе молодых личностей, поскольку они словно бутоны роз, которые имеют свой уникальный аромат и форму лепестков, цветовую гамму. Для меня каждая личность уникальна и каждая достойна особого отношения. Когда я контактирую с молодой личностью, то стараюсь своими действиями вызвать в ней проявления сильных качеств – умение бороться и сопротивляться. Именно подобные качества важны в успешном преодолении будущих жизненных ситуаций. Моё внимание нацелено на каждую личность. Словно охотник отыскиваю её слабые стороны и аккуратно корректирую и привлекаю внимание этой личности без ущемления её самолюбия. Я знаю, что молодая личность не сформирована и не всегда конструктивно принимает критику, поэтому информирую личность о тех достоинствах, которые ей помогут в борьбе со своими слабостями. И помогаю понять эти достоинства в практике.

Самое главное, всегда искренне относиться к тому что делаешь. Именно этот нюанс хорошо чувствуют молодые люди. В эту искренность не стоит вносить оттенки ущемлённого самолюбия.
Всегда важно помнить, что эмоции – это инструмент, которым нужно пользоваться в момент, когда контактируешь с людьми, а не глобальные состояния нашего существа. Выбор делается в соответствии с ситуацией, чтобы вызвать в молодой личности состояние, необходимое для успешного развития нужных качеств. Преподавание – это сложная схема, состоящая из сложных манипуляций, воздействия и контроля процесса обучения. Понимаю, что подобный навык трудно развить. Для этого нужно вначале понять свои собственные силы и достоинства. Как психолог, считаю, что преподаватель обязан в первую очередь разобраться в себе, в своих привычках и слабостях, чтобы потом они не мешали ему при контакте с молодыми личностями!

Автор

Ирина Коргонбаева

Я люблю этот мир! И считаю, что любовь должна быть продуктивной, поэтому мой выбор профессии связан с людьми. Люди играют огромную роль в судьбе этого мира. Их здоровье физическое и психическое влияет на восприятие ситуаций, на отношение и поведение. Человек рождается в семье, и внутрисемейные отношения создают почву для роста будущих личностей. Моя работа имеет расширенный диапозон и отслеживает с разных точек зрения человеческие проблемы. Чтобы понять человека, необходимо рассмотреть его со всех сторон: со стороны медицины, психологии, эзотерики и философии. И каждый человек индивидуальность, значит и подход к каждому индивидуальный. Мой опыт связан с человеческими проблемами, связан с судьбами. Самое приятное в моей работе, когда человек обретает вдохновение жить и находит в себе силы понять себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять