Вспомним ученические годы
Думаю, что у каждого человека есть своё мнение о преподавателях и преподавании. Те, кто посещал учебные заведения, в пору ученичества имели шанс получить определённый опыт, контактируя с преподавателями. И не секрет, что какие-то преподаватели вызывали позитивные эмоции, а какие-то негативные. Благодаря этому отношению к преподавателю и складывалось отношение к тому предмету, который он вёл. Если глубже взглянуть на психологию взаимоотношений в школе, то можно с уверенностью сказать, что каждый преподаватель повлиял на формирование юной личности. Кто-то может усомниться в этом и твёрдо быть убеждённым, что только родители влияют на воспитание молодой личности. Но давайте на весь процесс формирования личности посмотрим с психологической точки зрения.
Да, преподаватели не являются родителями и не имеют такого влияния, как они. Но преподаватели – те люди, которые находятся в окружении молодой личности и встречаются с ней постоянно. А это влияет соответствующим образом на молодую личность.
Преподаватель преподавателю рознь
Не стоит забывать, что преподаватель тоже человек, а не робот с определённой программой. У каждого преподавателя свои нюансы в характере, темпераменте и типе личности. По этой причине преподаватель имеет своё суждение и отношение к окружающим. И как говорится: «Для всех мил не будешь!», поэтому кто-то из учеников позитивно относится к свойствам личности преподавателя, а кто-то негативно. Но в отличие от учеников, преподаватель способен отследить это отношение конструктивно и сделать соответствующие выводы. Психология воздействия и манипуляции очень тесно переплетена с навыком обучения. Значит преподаватель способен изменить отношение к себе, если умеет правильно манипулировать молодой личностью. Важно помнить, что отношение ученика к преподавателю напрямую влияет на отношение к тому предмету, который ведёт преподаватель! И если молодая личность чувствует негатив по отношению к преподавателю, значит такое же отношение будет и к предмету. Не стоит забывать, что каждая молодая личность остро переживает любые негативные ситуации, поскольку ещё полностью не сформирована. Молодая личность не способна опереться на чувство собственной самодостаточности и уверенности в своих силах, поскольку только развивает подобные качества в себе. Когда преподаватель понимает, что перед ним неокрепшая, не сформированная личность, проще говоря неразумное дитя, то не станет с ней воевать, как с достойным противником и развивать конфликтную ситуацию. Как сказал один очень опытный преподаватель по физике:
Что важно знать любому преподавателю
Каждый преподаватель, как самодостаточная личность должен понимать себя и свои эмоции. Важно уметь направлять свои эмоции на воздействие и влияние, чтобы формировать у молодой личности успешные навыки обучения. И всегда стоит помнить, что процесс обучения не связан с самой личностью преподавателя. Это значит, что можно манипулировать процессом и при этом не воспринимать эмоциональное состояние учеников, как удар по самолюбию. Не стоит забывать, что молодые личности только формируются, а значит они пробуют применять любые навыки манипулирования. Принимать подобное, как ущемление преподавательского достоинства, значит потакать молодой личности в её самолюбивом требовании быть центром внимания. Процесс преподавания становится эффективен, когда он захватывает внимание всех молодых личностей в классе. Так что не стоит перенаправлять внимание всех на того, кто пытается манипулировать процессом. Молодые личности чувствуют силу преподавателя, если он уверен в себе. Когда подобный преподаватель заходит в класс, то приковывает к себе все взоры учеников. Важно не упустить и не рассеять это внимание конфликтными выпадами и обидными фразами, которыми можно сразу ввести всех в негативное состояние.
Мой личный опыт двух десятков лет преподавания
Да, я не только психолог, который помогает людям налаживать семейные отношения, но и преподаватель с большим стажем. Скажу откровенно, что очень люблю находиться в обществе молодых личностей, поскольку они словно бутоны роз, которые имеют свой уникальный аромат и форму лепестков, цветовую гамму. Для меня каждая личность уникальна и каждая достойна особого отношения. Когда я контактирую с молодой личностью, то стараюсь своими действиями вызвать в ней проявления сильных качеств – умение бороться и сопротивляться. Именно подобные качества важны в успешном преодолении будущих жизненных ситуаций. Моё внимание нацелено на каждую личность. Словно охотник отыскиваю её слабые стороны и аккуратно корректирую и привлекаю внимание этой личности без ущемления её самолюбия. Я знаю, что молодая личность не сформирована и не всегда конструктивно принимает критику, поэтому информирую личность о тех достоинствах, которые ей помогут в борьбе со своими слабостями. И помогаю понять эти достоинства в практике.