Что мы знаем о наших эмоциях
Прочитаете слово «эмоция»! Какие ассоциации у вас возникают при прочтении этого слова? Если кому-то не понятно слово «ассоциации», то уточняю: какие образы или воспоминания слуховые, визуальные и кинестетические возникают при прочтении слова «эмоция»? Это важно понять лично вам, потому что именно этот образ расскажет о том, какие эмоции больше всего в вас присутствуют и укоренились. Не стоит себя обманывать. Ложное и желаемое не сделает вас лучше, как вам кажется, а сформирует неверное знание о себе. И не забывайте, что ваше личная оценка не влияет на повышение в должности или на получение золотого сертификата. В отношении себя желательно критически мыслить, чтобы реально понять личную суть эмоций. Понимание своих эмоций открывает дверь к успеху в социальной и личной жизни!
Уровень эмоционального восприятия у каждого свой
Человек присутствует в эмоциях постоянно, но не замечает этого. Он реагирует на ситуации благодаря своим эмоциям и затем уже делает выбор. И от того, как эмоции воздействуют на человека, будет сделан успешный или неуспешный выбор. И самое интересное, что уровень влияния эмоций на человека у каждого разный. Это я к тому, что мы все чувствуем эмоции по-разному, и глубина их воздействия на каждого своя. В психологии есть термин «Нейротизм», который раскрывает понимание уровня воздействия эмоций.
Нейротизм
Немного вспомним, что же значит нейротизм в психологии. Нейротизм – это индивидуальная переменная, которая выражается особенностью нервной системы.
Мои исследования в плане детского нейротизма
Я решила, что лучше всего проводить исследования в большом детском коллективе, где есть группы детей разных возрастов. Ученики младших, средних и старших классов одной бишкекской школы проходили специальное тестирование. Масштаб работы был достаточно существенен, учитывая количество учеников в каждом классе. Что же я обнаружила? Оказывается, в обычном классе из 36 человек только 3-4 учащихся имеют средний уровень нейротизма. Высокий и низкий уровень нейротизма почти пропорциональны. Это вызывает сильную тревогу, поскольку высокий уровень нейротизма при благоприятных условиях приводит к психическим заболеваниям и неврозу. Низкий уровень нейротизма создаст дискомфорт в будущих семейных отношениях и способен привести к жестокому обращению с детьми, а также способствует приобретению пагубных привычек. Исследование показало, что молодое поколение в большинстве своём не подготовлено ко взрослой жизни, поскольку не способно правильно использовать свои эмоции. Общение с родителями этих детей дало интересный результат. Оказывается, родители не подозревают, что их дети имеют отклонения в эмоциональном восприятии. Родители считают, что это всё возрастные нюансы характера, и когда ребёнок повзрослеет, то это пройдёт. Но к сожалению уровень нейротизма может усугубиться, если с этим вовремя не поработать. Поэтому для кого-то эмоции друзья, а для кого-то – враги!
К чему приводят отклонения в уровне нейротизма
Мой опыт работы с семейными парами и наблюдение за проблемами в семьях привели меня к тому, что от уровня нейротизма зависит успех в общении и гармоничное существование личности не только в семье, но и в социуме.
- Люди с высоким уровнем чаще устраивают эмоциональные скандалы, доводят себя до психического истощения. Естественно от буйства эмоциональных скандалов не будет желаемой гармонии в семье, это приводит к разводам.
- Люди с низким уровнем нейротизма не способны проявлять любовь и сострадание, отчего происходит разлад в семье, поскольку вторая половина и дети не получают желаемых эмоций. Это приводит к тому, что вторая половина ищет на стороне того, кто способен ей дать желаемые эмоции, а дети отстраняются от родителя и тоже ищут замену в друзьях.
И это только описание проблем в семье. В социальных отношениях у подобных личностей тоже нет удовлетворения, значит жизнь подобна кипению в адском котле. Эмоции могут помогать человеку успешно существовать, а также способны создать ад. И самое главное, что человек будет воспринимать мучения, как естественный результат жизни. Наше восприятие ситуаций зависит от эмоционального фона внутри. И чем раньше уровень нейротизма обнаружен в детях, тем больше шансов помочь личности научиться использовать свои эмоции правильно, чтобы жить гармонично и получать удовольствие от жизни.
Чёрно-белое кино
В этой статье хочу более подробно обратить внимание на низкий уровень нейротизма, потому что о влиянии высокого уровня нейротизма уже написано в статье «Что предшествует неврозу». Низкий уровень нейротизма подобен чёрно-белому кино. Человек живёт и не знает, что существуют яркие эмоциональные краски, которые способны вызывать восхищение, любовь, наслаждение. И когда что-то вдруг пробуждает в нём глубокие волны эмоционального возбуждения, это подобно откровению. Но проблема в том, что подобные личности, вкусив «запретный плод», становятся зависимы от того, что вызвало в них эмоциональное возбуждение. Зависимость может перейти в патологию. Например, компьютерные игры вызывают эмоциональное возбуждение, как и психоделики, наркотики, алкоголь. Повышение уровня серотонина и дофамина (гормонов радости) приводит к тому, что личность ищет новый контакт с тем, что вызвало, прилив эмоционального разнообразия. Доселе неизведанное поле эмоций очаровывает и вызывает желание вновь испытать подобное. И почему мы удивляемся тому, что есть люди, которые увлечены игрой в интернете или принимают наркотики и психоделики? Не все люди обладают подобными пагубными пристрастиями, только «избранные». Именно «избранные», которые не имели шанса в обычной жизни испытать глубокие эмоции.
Как проявляется у детей низкий уровень нейротизма
Дети с низким уровнем нейротизма не проявляют эмоций. Посторонний наблюдать скажет, что это личности с отрешённым состоянием, которые подобно взрослым контролируют свои эмоции. Но, к сожалению, это не так. Эти дети не знают глубоких эмоциональных переживаний, а значит не имеют эмоциональной привязанности. Они спокойны, не потому что умеют перенаправлять свои эмоции, а потому что не способны чувствовать глубокие эмоции. Детям с низким уровнем нейротизма сложно понять чувство вины. Обычные методы, которыми пользуются родители, чтобы заставить молодую личность учиться, в этом случае не сработают. Дети с низким уровнем нейротизма не способны понимать не только чувство вины, но и чувство удовольствия, сострадания. Если они плохо написали контрольную работу или создали негативную ситуацию дома или в школе, то, не смотря на критику, будут спокойно жить дальше, не сделав никаких выводов. И сколько бы родители их не критиковали, пытаясь вызвать чувство вины, раскаяния за содеянное, жалости или сострадания, увы, всё будет бесполезно. Подобные дети могут попросить прощения, при этом не раскаяться в содеянном. Через некоторое время они могут снова сотворить то же самое, за что просили прощения. У неграмотных родителей создаётся впечатление, что это просто детские шалости, которые со временем пройдут. Но подобное более трагично, чем обычная детская шалость. Трагедия в том, что личность, обладающая низким уровнем нейротизма, существует в черно-белом состоянии.
Детям в школе повезло
Чтобы в будущем обществе было больше психически здоровых личностей, я создаю методику для реабилитации тех детей, которые имеют низкий и высокий уровень нейротизма. Этим детям предстоит увлекательное путешествие в глубину себя, в познание своих эмоций. Под моим руководством они будут шаг за шагом познавать возможности своих эмоций и умение управлять ими. Нам предстоит долгий путь, но интересен сам процесс, поскольку в каждом шаге нас ждут новые открытия!