Однажды мой ученик, который проходил обучение в британской школе, написал мне: «Сэнсэй, спасибо вам за то, что вы помогли мне обрести уверенность в себе и привили светские манеры!». Эту благодарность он излил после того, как познал всю прелесть коммуникаций в английской частной школе. Мой ученик не был единственным представителем знати Кыргызстана, там были дети элиты из Казахстана и России. Несмотря на то, что молодые люди одевались по статусу и имели достаток, отношение англичан к ним не было уважительным. Мой ученик рассказывал, что сам часто краснел за те манеры и поведение, которыми обладали приезжие ребята. Он написал: «Их манеры подобают слугам, простолюдинам!». Естественно попадая в светское общество, где чтят достоинство, молодой человек с манерами простолюдина будет белой вороной. И к нему будет соответствующее отношение. Это к тому, что, находясь на определённой ступени в социальной лестнице, необходимо иметь соответствующие манеры и важно уметь грамотно себя вести. Успех в коммуникациях зависит от того, как человек способен стать своим в этой среде.
Моя прабабушка была дворянского сословия и занималась моим воспитанием с самого рождения, поскольку родители работали. В Кыргызстан она попала после Октябрьской революции 17 года, приехав вместе с семьёй купца. Мой прапрадед вёл успешную торговлю в Питере, и в момент революции находился там. Это он спас мою прабабушку, когда увидел её, одиноко бредущую по переулку. Несмотря на то, что молодая девушка покрыла голову поношенным платком, благородное происхождение в ней выдавала осанка и движения при ходьбе. Купец знал, что девушке грозит опасность, и спрятал её у себя в доме. Но и ему пришлось бежать вместе с семьёй из Питера. После революции раскулачивали купцов. Я не знаю настоящей фамилии моего прапрадеда и не знаю настоящего имени прабабушки. Они поменяли свои имена и взяли простую крестьянскую фамилию. Таким образом им удалось выжить в те страшные годы. У меня осталась фотография моей прабабушки и её мужа, сына купца. Это фотография в начале статьи.
Но изменив одежду и имя, не сможешь поменять привычки и манеры. Моя прабабушка говорила на пяти языках, прекрасно готовила и вязала. Она любила слушать театральные пьесы по радио, и мне приходилось часами слушать голоса с хорошей дикцией и правильным русским произношением. Тогда я не знала, что опережала своих сверстников в развитии. В пять лет умела писать и читать, вязать на спицах и крючках, рисовать используя мольберт. В четыре года написала своё первое стихотворение. Кроме образования, моя бабушка требовала от меня проявления манер при коммуникациях и умения держать достоинство. Поэтому после её смерти, когда я попала в детский сад, то недолго там пробыла. В шесть лет отправили в школу. Одноклассники были старше меня на год и даже два. И хотя в классе была самая младшая, по манерам и поведению, не говоря уже про школьные знания и умение вести светскую беседу, я всех их опережала. Взрослым очень нравилось общаться с умной и благородной девочкой. Бабушкино воспитание помогло мне быть успешной в коммуникациях в любой стране мира. Она всегда говорила: «Дорогая, достоинство – это главная ценность в каждом человеке! Именно достоинство помогает правильно выбирать своё поведение и общаться с людьми. Когда человек ограничен и не имеет достоинства, тогда его никто не уважает!».
Светские манеры – это ни скромность и ни интеллигентность, как многие могут думать. Прежде всего это правильное отношение к себе, где достоинство играет важную роль. Высокомерие и гордыня не являются светскими манерами. Иногда можно заметить высокомерие в богатых людях, поскольку они считают, что это показывает их престиж. Ошибочное мнение, сформированное из-за неверного воспитания. Светские манеры могут привить только те люди, которые ими обладают. И в постсоветский период в странах, где правила когда-то партия СССР, как такого светского поведения не было. Были интеллигенты, но это не аристократы. А когда нет носителей светских манер, то у кого учиться? Естественно поведение и манеры формируются в зависимости от личности человека.
В истории человеческого общества большинство духовных лидеров имело аристократическое происхождение. Например, Пророк Мухаммед или Гаутама Будда. Особенно интересна история про Гаутама Будду. Он царских кровей и естественно царского воспитания. И когда он сидел на улице с чашкой для подаяний, то сильно отличался от обычных нищих. Аристократическую кровь невозможно прикрыть одеждой нищего. Несмотря на нищенский наряд, принц остаётся принцем. Подобное можно было видеть в самурайской Японии. Не все самураи имели материальный достаток, но их отличало от обычных людей умение держать достоинство. Именно манера поведения и осанка, умение держать достоинство показывают, какое воспитание получил человек. В современном обществе это играет огромную роль. Встречают по одёжке, провожают по уму.
Для меня боевые искусства – это естественное развитие в себе достоинства и манер. Мастер боевых искусств в первую очередь обязан обладать светскими манерами. К сожалению, многие только именуются мастерами, надев чёрный пояс и получив соответствующий сертификат. Но их поведение, разговор и манеры не являются достойными мастера. А ученики впитывают поведение и манеры того, кто их обучает. Волей не волей на нас влияют учителя. Особенно когда личность очень юная и развивается. Поэтому мои ученики обладают хорошей осанкой, и я стараюсь им привить достоинство и светские манеры в процессе обучения боевому искусству. Были случаи, когда моё отношение в тренировочном зале вызывало удивление у новичков, поскольку они с подобным никогда не сталкивались. Как выяснилось впоследствии, для них было привычно слышать матерные слова и видеть грубое поведение у мастера. Они считали, что именно в этом и выражается духовная и физическая сила. Это понятно, поскольку они видели взрослого человека с чёрным поясом, и это внушало уважение. Уважение ко всему, и к манерам, и к словам, и к поведению. Однажды я и моя подруга отдыхали вместе с детьми на Иссык-Куле. Рядом с нами находилась команда тхэквондо с их инструктором. Мы наблюдали, как инструктор грубо выражался при своих учениках, курил в стороне, когда ребята шалили на пляже. И его поведение отражалось на детях. Они тоже грубо разговаривали друг с другом, при этом мешали отдыхающим. Моя подруга потом мне сказала: «Слава богу, Ирина, что мои дети занимаются у тебя!».