Семейная сцена у родника
Недавно я наблюдала за интересной семейной сценой. Дело было у родника, в котором протекает целебная серебряная вода. Несмотря на то, что родник находится далеко от города, горожане едут туда на своих машинах и набирают пластиковые тары, которые еле-еле умещаются в багажниках. Обычно приходится выстаивать очередь, чтобы набрать воду.
Результат воспитания заботливых родителей
Интересная семейная ситуация, не находите? Поведение мальчика испортило настроение отцу и сестре. Несмотря на то, что они потратили время и бензин, доехав до родника, они не набрали нужного количества воды. Эта ситуация раскрывает много нюансов, рассказывая о воспитании мальчика. Мальчик привык делать то, что хочет, и не уважает ни сестру, ни отца. Подобное отношение в семьях не редкость. Заботливые родители растили этого мальчика потакая всем его желаниям, и он вырос с болезненным самолюбием и высокомерием. Сейчас родители уже начинают пожинать плоды своего воспитания. И чем дальше в лес, тем больше дров. Чем старше будет становиться юноша, тем больше будет требовать
повиновения от тех, кто его воспитал. Родителей ждут постоянные скандалы с их ненаглядным отпрыском. Результат воспитания заботливых родителей будет бить по самому уязвимому месту – по их сердцу!
Шлифовка алмаза
Другая история о мальчике, который манипулирует своими родителями, хотя ему только семь лет. Стоит начать с того, что я провожу тренинги для детей, чтобы воспитывать в них сильные качества личности. И за основу взяла современное боевое искусство Сёриндзи Кэмпо. Основатель этого боевого искусства писал:
- целеустремлённость,
- упорство,
- трудолюбие,
- конструктивное отношение к критике,
- концентрацию внимания,
- успешные навыки коммуникаций,
- понимание своих негативных эмоций,
- и главное понимание в самом себе ответственности, которую несут по жизни сильные личности!
Согласитесь, что именно такие качества нужны вашим детям, чтобы успешно существовать в нашем сложном мире. Моя работа очень сложная, поскольку дети приходят с навыками, которые далеки от необходимых для развития сильных качеств. Например:
- болезненное самолюбие,
- высокомерие,
- гордыня,
- лень,
- рассеянное внимание,
- девиантное поведение,
- болезненное восприятие даже конструктивной критики.
С такими качествами человек вырастает слабым, не способным понимать окружающий мир, хотя требует от окружающего мира славы, почёта и обожания. Но как получить от окружающего подобное, если сам не способен вызвать нужное отношение своими качествами личности, выбором и поведением?! Надеюсь теперь понятно, как мне сложно работать? На моём тренинге не один ребёнок, их больше двадцати, и каждый – неотшлифованный алмаз!
Родители и манипуляции их чада
Один мальчик семи лет отличался тем, что вёл себя так, как ему хотелось. Он мог толкнуть рядом стоящего ребёнка или пнуть. Он не старался изучать движения, как другие, при этом мешал своему партнёру делать их качественно. Когда делалось замечание, то его реакция была реакцией избалованного ребёнка – всю вину за свои действия он перекладывал на других детей. В процессе тренинга многие дети проявляют девиантное поведение, но я терпеливо прошу их понять, что ситуация сложная, и нужно собрать своё внимание на движениях тела. Детям предоставляется возможность показать свои навыки, научиться новым движениям самозащиты и атаки, бросков и страховок. Процесс тренинга очень разнообразен и увлекателен, но требует постоянной концентрации внимания на своём теле и умения отслеживать действия партнёра. Грамотно выстроена стратегия процесса тренинга, чтобы каждый ребёнок за определённое время научился новым навыкам и познал свои силы в этом. Семилетний мальчик, о котором идёт речь, демонстрировал в поведении неумение долго концентрировать своё внимание на движениях, быстро уставал и переключал внимание. При этом он донимал своего партнёра, переводя отработку движений в потасовку. Я понимаю, ему сложно привыкнуть, что у него нет нужных навыков. Знаю, что, чем больше ему помогать преодолевать в себе неумение держать концентрацию и проявлять навыки дисциплины, тем лучше у него это будет получаться. Но на это нужно время! И это основная сложность, поскольку он семь лет нарабатывал противоположные навыки, а теперь от него требуют то, что он не способен сразу проявить. Понимаю, как ему сложно и поддерживаю, но не сдаюсь и не позволяю создавать ситуации, где он проявляет слабые качества личности. С ним ходила его сестра. В отличие от мальчика, очень сильная личность, способная концентрироваться долгое время и целеустремлённо развиваться. Девочка – экстраверт, а мальчик – интроверт. Мальчик часто с завистью смотрел на сестру, когда её хвалили. Девочка благодаря своим природным качествам хорошо коммуницировала в группе и быстро развивала навыки движений боевого искусства. Но видимо в семье она не имела такой популярности. Однажды приходит на тренинг мама этих детей и говорит, что ситуация в семье сложная. Сын не хочет, чтобы сестра занималась вместе с ним. И родители решили, что девочка ходить не будет, так как для мальчика навыки боевого искусства важнее. Как вы думаете, родители правы? Может кто-то ответит положительно, но в отношении воспитания важных качеств у сына родители делают грубую ошибку – потакают его слабости! Мальчику не нравится критика, не нравится, когда его сестру хвалят. И эти качества останутся в нём, поскольку родители помогают этим качествам существовать. Сестра рассказывала родителям о ситуации на тренинге, что ещё больше злило мальчика. Его мама объясняла мне, что без сестры мальчику будет лучше, и он сможет безбоязненно проявлять свои способности. Так и вышло. Мальчик стал показывать всё, на что способен: не переставая баловался в процессе всего тренинга, мешал другим детям заниматься, а когда слушал замечания, то отворачивался и делал вид, что это его не касается. Мне было интересно увидеть его реакцию, когда я сравню его с сестрой. Я сказала ему, что его сестра достойный человек, с хорошими навыками бойца и её место здесь. Мальчик насупился и продолжал заниматься, демонстрируя недоброжелательность. А после тренировки он передал маме своё понимае моих слов, сказав, что его сестра лучше, чем он и он ходить больше не будет. И родители пошли на поводу его манипуляций и в этот раз. Суть истории в том, что мальчик так и останется со своими слабыми качествами личности, потому что родители помогают ему в этом. Можно легко предсказать последствия подобного воспитания. Первую историю помните?
Односторонняя связь
Ко мне часто на консультацию приходят старшеклассники. И поверьте, что каждый раз слышу фразу: «Мои родители не понимают меня, у нас односторонняя связь!». А когда начинаю разбираться в том, что же родители не понимают в молодой личности, то оказывается, что родители требуют от личности умения проявлять сильные качества. Требуют:
- трудолюбия,
- целеустремлённости,
- старании и правильного коммуникативного отношения к окружающим.
Как можно требовать от молодой личности подобных качеств, если их не воспитали в ней?
Время самозабвения прошло
Время самозабвения, аутотренинга и зомбирования прошло. Сегодня каждый из нас хочет знать реальную и достоверную информацию о себе. Откровенно признайтесь, что надоело ложное успокоение и мифические грёзы. От ложной, недостоверной информации ситуация вокруг не изменится, наоборот усугубится и станет невыносимо дискомфортной. Согласитесь, что мы устали от чужих манипуляций, устали от негативных эмоций. Мы сами хотим править нашим настроением и своим отношением к окружающему миру. Мы хотим управлять своими эмоциями, чтобы они нам помогали выживать и двигаться к успеху в жизни. Согласитесь, что быть хозяином себя лучше, чем рабом привычек!