Что делать, если ребёнок не хочет учиться в школе?
М
ногие родители обращаются ко мне с проблемой: «Ребёнок не хочет заниматься и ходить в школу!». В связи с этим я решила написать статью о том, что необходимо предпринять родителям, если их ребёнок отказывается учиться. В этой статье вы ознакомитесь с правилами, которые помогут пробить стену недопонимания между вами и вашим ребёнком.
Первое
правило для успешной коммуникации с ребёнком:
Для начала важно понять, что ребёнок не робот, а личность, которая имеет собственное мнение и суждение. А это значит, что фразы, в которых имеются слова принуждения, не будут восприниматься как того хотят родители. Например, диалог:
— Папа: Сын, ты должен хорошо учиться, это важно для твоего будущего!
— Сын: Ага (невербальное выражение на лице — полная отстранённость: глаза смотрят рассеяно, подбородок опущен вниз, брови сдвинуты, и появились морщинки между ними).
— Мама: Сынок, не позорь родителей, учись прилежно, это твоя обязанность перед нами!
— Сынок: Да, мам (глаза не выражают готовности действовать, смотрят в сторону девайса, плечи опущены, и спина имеет вид дуги).
Никогда не используйте в диалоге с ребёнком такие слова как:
- должен;
- обязан;
- имей совесть;
- другие лучше, чем ты;
- ты нас позоришь.
И никогда не ущемляйте личность своего ребёнка, поскольку подобная тактика вызовет в нём агрессию, а не понимание.
Второе правило: задавайте вопросы и анализируете ответы!
Прежде чем ругать и кричать в гневе на своего ребёнка, вначале задайте ему вопросы, которые помогут вам понять о чём думает ребёнок. Крик и гнев приберегите для иных ситуаций. Не стоит эмоционально реагировать на плохие оценки и поведение своего ребёнка. Возможно у вашего ребёнка были веские причины, и поэтому он получил плохую отметку и замечание за поведение. Важно разобраться в ситуации и задать вопросы ребёнку о том, что происходило до того, как он получил плохую отметку и замечание за поведение. После того, как ребёнок вам ответит, вы сможете проанализировать ситуацию. На самом деле важнее понять тот мир, который развивается в самом ребёнке. Если ребёнок действует вопреки реальным событиям и нарушает правила, то это говорит о том, что ребёнок или не понимает ситуации, или таким образом проецирует свою личность — утверждается.
Важно понимать причины
Родителям важно понять причины подобного поведения, поскольку поведение и отношение к ситуациям зависят от выбора самого ребёнка. А выбор строится из тех качеств, которые заложены в личности. Мой опыт семейного психолога показал, что, к сожалению, не все родители хорошо знают внутренний мир своих детей. И большинство родителей пребывает в иллюзии касательно личных качеств, которыми обладают их дети. Отсюда возникает недопонимание между родителями и детьми. Поведение ребёнка хорошо характеризует его выбор и помогает понять какими качествами личности он обладает. Важно понимать те причины в детском поведении, которые заставляют ребёнка действовать.
Третье правило гласит: ваши объяснения должны быть доступны для понимания ребёнка!
Многие родители страдают тем, что пытаются объясняться с детьми словами и выражениями, которые ребёнок не понимает. Это то же самое, если говорить с ребёнком на иностранном языке. Эффект будет тот же — недопонимание! Важно использовать в своих словах то, что знакомо ребёнку. Это поможет наладить коммуникацию между вами. Мудрый родитель понимает, что его дитя требует к себе особого внимания. Используя знакомые образы, в которых живёт ребёнок, можно постепенно расширить его познания до уровня взрослого понимания. Например, ваш ребёнок играет в компьютерные игры или смотрит детские сериалы. Это значит, что именно в этом видении он развивается и понимает мир. Понимает через призму того, к чему имеет интерес. Родителю важно ознакомиться с тем, чем увлечён их ребёнок. Используя персонажей и тему, которая хорошо знакома ребёнку, будет гораздо легче постепенно открывать ему ясность в понимании реальности. Научите ребёнка анализировать, сравнивать используя те слова, которые ему понятны. Не оставляйте попыток и ищите подход к своему ребёнку, потому что вы — родитель! И только вы способны ему помочь, поскольку искренне в этом заинтересованы.
Развивайте лидерские качества
Объясняясь на доступном для понимания языке с ребёнком, вы способны развить в нём лидерские качества. Ребёнок имеет все возможности, чтобы успешно учиться и быть лучшим в своём классе. Но для этого необходимо иметь определённые качества личности, например, упорство, целеустремлённость, трудолюбие. Не оставляйте попыток развить в нём подобные качества. И не огорчайтесь, когда ребёнок не способен действовать, как лидер. Поддерживайте в нём дух лидерства и веру в свои возможности, но опирайтесь на те качества личности, которые помогают в этом. Возможно, в ребёнке не развиты нужные для лидерства качества и необходимо начать их развивать. И развивать не в словесном плане, а на личном примере. Направлять на действие и показывать, как необходимо относиться к делу. Это значит, вместе делать то, что ребёнок не способен делать или не хочет. Например, вместе учить английский язык или решать задачи по алгебре. При том не стоит нервничать и реагировать негативно на то, если ребёнок не способен сразу сделать действие отлично. Помните, дорогие родители, что вы —взрослые люди и способны контролировать свои эмоции!
Четвёртое правило: правильный настрой и мотивация!
Пришло время родителям вспомнить своё детство и свои школьные годы. Не забудьте, что эпохи обучения в школах разные, и современные преподаватели отличаются от тех, что были. Не стоит навешивать свои ярлыки на учителей и жить в иллюзии того, что все преподаватели асы в своём деле. Важнее понять реальную ситуацию и помочь ребёнку в этой ситуации существовать успешно. Преподаватель прежде всего человек, и у него имеются соответствующие характерные черты. Такие, как: сострадание, доброта и отзывчивость. Научите своего ребёнка понимать, как вызывать сострадание, доброту и отзывчивость по отношению к себе. Не быть грубияном или выскочкой-всезнайкой, а уметь налаживать отношения с людьми. Школа — это уникальное место, где можно научиться понимать не только свои возможности, но и людей, с которыми приходится встречаться каждый день. И успешное существование в школьном обществе поможет обрести навык успешного существования в социуме. Помогите своему ребёнку понять, что в будущем его ждёт не затворничество и одиночество, а умение воздействовать на людей. Почему бы не начать это изучать в школе?
Пятое правило гласит: во всём поддерживайте своего ребёнка, но удерживайте его на дороге ясности и понимания!
Дети живут в ином состоянии, чем их родители, поэтому важно помнить, что нужно поддержать своего ребёнка и быть для него родным человеком. Мудрость родителей выше эгоистических и эмоциональных всплесков. И используя свою мудрость, родитель не может себе позволить разорвать связь с ребёнком. Наши дети не идеальны и не всегда поступают так, как хотим мы — родители. Но это не значит, что они не являются личностью! Мудрые родители не потакают желаниям своего ребёнка, а направляют его к тому пути, где он сможет проявить свои способности. Учат пониманию, что мы не одни, а живём в обществе других людей и важно научиться понимать тех, с кем сталкивает нас жизнь. Понимание даст нам возможность жить успешнее и процветать!
Успех наших детей зависит от нас
Современные родители перегружены всякими обязанностями. Экономические трудности заставляют уделять больше времени на поиск средств для существования. Естественно, что на детей времени не хватает, и дети предоставлены сами себе. А это значит, что в них развиваются качества личности, которым не нужно особо помогать: лень, болезненное самолюбие, трусость, безволие. И как бы родители не кричали на своих отпрысков, и каким бы гневом не реагировали на поступки детей, им не изменить ситуацию, если не развить иные качества личности. Именно от качеств личности зависит выбор наших детей. Чтобы выбор был успешным, необходимо развивать своего ребёнка и тратить на него своё время. И если ребёнок плохо учится и не хочет ходить в школу, это значит, что мы не смогли в нём развить необходимые качества для умения противостоять лени и болезненному самолюбию. Это значит, что успех наших детей зависит от нас!